FAQ
Вы можете закончить языковые курсы и получить
диплом, но сможете ли вы пользоваться языком
зависит от числа слов, которым вы владете.
Тренажёр LEX Mentor был создан в помощь изучающим английский язык, желающим развить свой лексический запас.
Если по завершении учебного заведения вы можете говорить, читать, переводить, но почему-то так и не стали активным пользователем выученного языка, то есть тем, кто делает это каждый день, потому что легко и интересно, если применение языка каждый раз выливается для вас в моральное усилие над собой, то ниже приведённый материал будет вам полезным и интересным. В вашей языковой карьере вы подошли к важному второму этапу освоения языка, который в большинстве случаев совершенно недооценивается. Это этап Освоения лексики языка. Ведь как бы хорошо мы не знали грамматику, но если мы знаем недостаточно слов, то применение языка остается для нас тяжелым трудом и потому мы перестаем говорить, писать, читать, а не имея регулярной практики, мы забываем язык.
Среди изучающих иностранный язык бытует мнение, что учить слова отдельно неправильно, так как слова запоминаются лишь в контексте, т.е. в бытовых ситуациях, при чтении книг, просмотре фильмов и т.д. На первый взгляд верно: наш мозг неохотно усваивает сухую информацию, не связанную с реальной жизнью и тем не менее целенаправленная наработка словарного запаса оправдана и необходима. Рассмотрим поподробнее.
Возможно, вы уже слышали, что существуют частотные словари английского языка. Такие словари составляются на основе анализа встречаемости слов в интернете, литературе, СМИ, фильмах, телевидении и т.д. Приведём фрагмент из такого словаря:
Как видите, слово you имеет максимальную встречаемость 1222421. Слово good находится на третьем месте и встречается 72798 раз и т.д. Минимальную встречаемость имеет слово judical, расположенное под номером 16000 и встречающееся в анализе лишь 35 раз.
Для наглядности в таблице приведён ещё ряд показательных слов, выделенных синим. Это достаточно простые слова, которые, как вы хорошо понимаете, необходимо знать, чтобы свободно понимать и говорить на английском языке. В то же время такое простое слово как ache встречается в 1025 раз реже, чем слово good.
Таким образом, если мы полагаемся лишь на пассивное усвоение лексики за счёт чтения книг и просмотра фильмов на английском языке, то при этом мы будем очень часто встречать и повторять наиболее встречаемые слова, расположенные в верхней части списка, но огромное количество важных слов, без которых невозможно обойтись, будут нам встречаться в сотни и тысячи раз реже, а значит и наши шансы запомнить их будут во столько же раз ниже.
На практике всё складывается так, что у нас не остаётся свободного времени или сил после работы/учёбы на чтение книги или просмотр фильма на английском языке. Мы рассчитываем, что всё как-то само собой организуется, но этого не происходит и мы постепенно начинаем терять приобретённые за годы знания. К этому стоит добавить, что чтение литературы и просмотр фильмов на языке оригинала без достаточного владения определённым объемом лексики быстро заканчиваются переутомлением, потерей интереса и решением отложить это занятие на потом.
При просмотре фильмов на английском языке, встречаемые вами незнакомые слова, в силу высокой скорости потока информации будут пролетать мимо вас, оставаясь «незнакомцами». У вас не будет времени открыть словарь и найти услышанное. Восприятие речи на слух - это самый энергозатратный из всех вариантов восприятия иностранного языка. При этом вы будете сосредотачиваться на смысле услышанного, и у вас не будет оставаться сил на работу с лексикой. Нельзя заниматься сразу двумя сложными делами одновременно. Если вы уже давно стараетесь смотреть видео, телевидение, но всё заканчивается лишь перенапряжением, то знайте, одна из ваших ключевых проблем — это ограниченный словарный запас.
Ещё одно разочарование ожидает многих изучающих, когда они окажутся за границей и встретятся с носителями языка, то есть с теми, у кого английский язык родной. Они вдруг обнаружат, что практически ничего не могут понять, ведь носители языка говорят на естественном языке, используют всю широту лексики и произносят слова не так, как учительница на курсах. Вы должны владеть развитым словарным запасом, чтобы поддерживать общение с носителем языка. У вас не будет «минутку, сейчас посмотрю в словаре …».
Кто-то скажет: «Но у меня же есть знакомый, который читает книги и смотрит фильмы в оригинале, и он не работал отдельно над лексикой». Такие люди есть, но в большинстве своём это преподаватели иностранного языка, работники сферы ВЭД и те, кто жил или учился длительное время за рубежом. Их род деятельности предоставил им благоприятные условия, в которых они каждый день пропускали через себя большой объём лексики. Если вы каждый день должны читать и говорить на иностранном языке, если вы регулярно ездите в зарубежные командировки или учитесь за рубежом, то вам подойдет вариант пассивного усвоения. Если же вы не располагаете перечисленными возможностями, то наличие у вас приличного словарного запаса зависит лишь от вашей ежедневной работы над ним. Наращивание словарного запаса методом пассивного усвоения займёт у вас 10-15 лет, пока вы наконец не встретите и не запомните все важные, но не часто встречаемые слова, и если вы наконец обладаете таким терпением.
Выводы:
Метод пассивного усвоения даёт очень неравномерную проработку лексики. Вы бесконечно повторяете, что давно уже знаете, и редко встречаете слова, которые еще не знаете.
Чтение оригинальной литературы, просмотр фильмов, слушание радио, общение с носителем языка без развитого словарного запаса ведёт к быстрому переутомлению и прекращению практики.
В силу вышеперечисленного, мы выбираем целенаправленную работу над иностранной лексикой. Этот подход позволяет проработать и ознакомиться с весьма большим объёмом слов в достаточно короткое время, без пропусков и уделить каждому из слов равное внимание. Имея проработанный словарный запас, нам гораздо проще войти в малознакомую сферу иностранного языка. То есть, мы выбираем сначала подготовиться в тренировочном зале и лишь затем выходить на соревнования. Приехать за рубеж и там выяснить, что ты плохо понимаешь, запутался, сказать не можешь - столь тривиальный, но не наш путь.
Объем иностранной лексики не мал, но если вы задались целью, то при ежедневной практике вы освоите необходимый для свободного понимания и владения объём слов. Помните: грамматику иностранного языка мы осваиваем 1-2 года, а слова учим всю жизнь. Это вам подтвердит любой, кто хорошо владеет иностранным языком. Если вы уже выбрали целенаправленную работу над лексикой, то остаётся лишь организовать вашу работу наиболее эффективным образом.
Метод запоминания и усвоения слов LEX Mentor основан на:
- полноте контекста к изучаемому слову
- сравнительном анализе слов, схожих по смыслу, написанию или звучанию
- проверке на закрепление изучаемых слов в краткосрочной и долгосрочной памяти
Чтобы узнать больше о методе, смотрите видео Как правильно учить слова?.
Первая сложность, с которой сталкивается любой изучающий иностранную лексику, - это выбор слов для изучения: какие слова учить в первую очередь, а какие лучше отложить на потом. В английском языке около 1.5 миллионов слов и освоить весь объём слов не представляется возможным, но это и не нужно. Хороший уровень владения языком требует уверенного знания нескольких десятков тысяч иностранных слов (значений), но поверьте не 1000-3000, в чём нас пытаются убедить на различных «экспресс» сайтах. На сегодняшний день в интернете несложно найти простые лексические минимумы в 1000-3000 слов, но этого объёма совершенно недостаточно для комфортного понимания иностранных фильмов, телевидения и чтения неадаптированной литературы. Можно, конечно, ограничиться и тремя тысячами, но при этом вы всегда будете напряженно догадываться о содержании сюжета, а не получать удовольствие от просмотра или чтения. Часто и при просмотре фильма на родном языке, нам приходится угадывать хитросплетения сюжета и что тогда говорить о понимании фильма на неродном языке?!
К тренажёру LEX Mentor подключен Лексический минимум, содержащий более 16 400 наиболее употребимых английских слов (смысловых значений), предназначенный для их поэтапного изучения. Мы рекомендуем пройти Лексический миниммум от начального уровня до продвинутого, но по необходимости вы можете изучать слова и по направлениям Учебник, уровни CEFR, Профессия, Тема (бизнес, учёба, путешествие, еда, спорт,...). Например, если вы ожидаете вылета вашего рейса в аэропорту.
Вторая проблема, с которой сталкиваются изучающие иностранную лексику, - это путаница, возникающая при попытках самостоятельно разобраться со случаями применения того или иного иностранного слова. Если вы воспользуетесь существующими словарями, то найдёте в них избыток вариантов перевода, многократно дублирующих друг друга. Дело в том, что двуязычные словари, которыми мы пользуемся, создавались, в первую очередь, как инструмент в помощь переводчику, но они плохо подходят для изучения лексики. В большинстве случаев в этих словарях вы просто не найдете сравнительного анализа синонимов, что является принципиально важным при изучении лексики, либо же в словаре будет такой избыток информации, что вы не справитесь с её анализом.
Разрабатывая LEX Mentor, мы постарались создать тренажёр, который был бы нацелен на комфортное изучение иностранной лексики. Мы включили в него всё необходимое: переводные значения, транскрипции, озвучку (выполнена носителями языка), картинки, комментарии по особенностям применения, русские и английские примеры применения, формы слов, слова схожие по смыслу, написанию или звучанию, сочетания слов с предлогами и наречиями. Мы выполнили за вас всю подготовительную работу и вам осталось лишь воспользоваться её результатами.
Третья проблема состоит в том, что если вы не имеете обширной языковой практики, то многие слова, которые вы неплохо знаете сегодня, со временем забываются. Чтобы окончательно не растерять наработанную лексику, а вместе с ней и язык, необходимо периодически повторять слова.
LEX Mentor будет вам полезен, если вы едете зарубеж, идёте на собеседование или экзамен по английскому языку. Распорядитесь эффективно временем ожидания в очереди или дороге.
В LEX Mentor мы организовали процесс изучения так, чтобы он не отнимал у вас много сил и времени - достаточно учить по 10-20 слов в день. Вы можете выбрать наиболее подходящее для вас направление изучения лексики: по уровням частоты употребления или уровням CEFR, параллельно урокам вашего учебника, по вашей профессии или важной для вас тематике. LEX Mentor всегда помнит за вас, какие слова вы ещё не знаете, и спрашивает только их. Вам не придётся выписывать слова в тетрадь, носить её с собой, делать в ней пометки. Необходимо лишь зайти на сайт и открыть первое слово. LEX Mentor, как опытный наставник, возьмёт на себя всю неприятную рутинную работу.
Самостоятельна работа изучающего:
Этот вариант подойдет достаточно зрелым ученикам (от 7-8 класса и старше), способным объективно оценить, какими из слов они действительно владеют (можно кликнуть), а с какими лишь хорошо знакомы (необходимо пропустить). Эти изучающие должны также обладать достаточными дисциплинированностью и мотивацией для регулярной работы.
Совместная работа родителя / репетитора с изучающим:
Этот вариант подойдет младшим школьникам (до 6-7 класса), пока ещё не готовым к самостоятельной работе на Тренажёре, в силу нехватки опыта, дисциплинированности и мотивации. В этом случае родитель / репетитор заводит для изучающего учетную запись на своем устройстве и во время каждого урока предлагает изучающему пройти очередные 10 / 15 / 20 слов в своём сопровождении. При этом изучающий предлагает свои варианты ответа, но решение кликнуть или пропустить очередное слово принимает родитель / репетитор.
Данный вариант позволит юному изучающему начать нарабатывать лексику без отлагательств, пока он не повзрослеет и не станет достаточно ответственным. Этом метод научит изучающего объективности оценки своих знаний и внесет разнообразие в процесс изучения языка.
LEX Mentor поможет вам в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку. Здесь вы сможете повторить слова, которые вы встречали на протяжении всей школьной программы. Перед началом работы со словами вы можете пройти оценку вашего словарного запаса. По результатам проведенной оценки программа определит с какого уровня вам необходимо начать повторение лексики. Подробнее
Измеряя ваш словарный запас, мы придерживаемся традиционного определения английские слова, хотя оно и не даёт четкого понимания, сколько же слов вы знаете.
Для ясности, под английскими словами фактически мы подразумеваем отдельные смысловые значения.
Рассмотрим слово BREAK. Вероятно, вы хорошо знаете его основное значение - ЛОМАТЬ. Но у слова BREAK есть и другие важные значения:
ЛОМАТЬ(СЯ) ветка
РАЗБИТЬ(СЯ) ваза
НАРУШАТЬ закон
ПРЕРЫВАТЬ путешествие
ДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВ на обед
БЕЖАТЬ из тюрьмы
ПЕРЕРЫВ на обед
ОТХОД от традиций
РАЗРЫВ в отношениях
ПОБЕГ из тюрьмы
...
А ещё есть сочетания с предлогами и наречиями, как BREAK OUT, BREAK DOWN,... , которые приобретают новые, часто неожиданные значения. Таким образом, одному слову BREAK соответствует целый ряд отдельных смысловых значений.
Потому, фактически мы оцениваем ваш словарный запас в смысловых значениях, стоящих за простым словом.