Как правильно учить слова?
Каждый изучающий иностранный язык сталкивается с похожей ситуацией, когда одни слова запоминаются с первого раза, а другие десять раз заучишь и десять раз забудешь. В чем здесь проблема и как с этим справиться?
Причина 1: Путаница
Рассмотрим три основные группы слов, различающиеся по сложности запоминания:
Уникальные | ||
мальчик | - boy | |
вода | - water | |
ручка | - pen | |
бежать | - run | |
холодный | - cold | |
медленно | - slowly | |
Наш мозг легко запоминает слова, обозначающие уникальные объекты и явления. Он их легко идентифицирует и записывает в соответствующие «ячейки памяти». В этом случае устанавливается простая прямая связь между русским и английским словом.
Схожие по написанию / звучанию | ||||
уходить | - leave | live | - жить | |
заполнять | - fill | feel | - чувствовать | |
удар | - hit | heat | - жара | |
пока! | - bye! | buy | - покупать | |
by | - у, к | |||
слабый | - weak | week | - неделя | |
Иногда между русским и английским словами может быть образована простая смысловая связь, но мозг запутывается в её формировании. Это происходит, если у изучаемого английского слова имеется другое слово, схожее по написанию / звучанию. В этом случае мозг ошибочно объединяет в одну ячейку слова, не имеющие общего смысла, и в тот момент, когда необходимо написать слово, он выдаёт ошибку.
Схожие по смыслу | ||
путешествие | - trip, tour, journey, travel, voyage | |
метро | - tube, underground, metro, subway | |
палец | - finger, thumb, toe | |
нога | - leg, foot | |
больной | - ill, sick, sore | |
Часто одному русскому слову соответствует несколько английских слов, выражающих схожие смыслы. В этом случае наш мозг сначала создает связь путешествие – trip. Затем мы предлагаем ему очередное слово tour и мозг пытается записать два английских слова в одну ячейку или заменить одно слово другим. Затем мы предлагаем ему слова journey, travel, voyage … и мозг окончательно сдаётся – мы не помним ни одного слова или находимся в замешательстве каждый раз, когда необходимо применить подходящее слово.
Слова с недоопределённым смыслом не усваиваются.
Так что мы можем сделать, чтобы избежать путаницы, возникающей при запоминании схожих слов?
Первое - отдавать себе отчёт в том, что освоение лексики методом «случайной встречи», когда новое слово где-то услышал или прочитал, ставит наш мозг в беспомощное положение. Так он запоминает что-нибудь и как-нибудь. Лет через десять, если вы не забросите ваше начинание, быть может ваш мозг систематизирует собранную информацию и наконец усвоит её.
Второе - чтобы мозг начал запоминать и усваивать схожие слова, мы должны помочь ему, подготовив их к изучению. Для этого необходимо:
А) Сопроводить слова, схожие по смыслу комментариями;
Б) Учить схожие слова группами (связками);
В) Тренировать слова, схожие по написанию / звучанию на написание.
Ниже приведём пример с теми же словами, но с ясным смысловым отличием. Оцените на сколько легче стало воспринимать слова. В этом случае мозг, понимая, что слова близки по смыслу, относит их одной категории, но в тоже время выделяет под каждое из слов отдельную «ячейку памяти». После выполненной систематизации не отпадает необходимость в запоминании слов, но из категории неусваиваемые слова переходят в категорию усваиваемые.
Схожие по смыслу | |||
путешествие | - trip | (короткое) | |
- tour | (остановка в ряде ...) | ||
- journey | (по суше) | ||
- travel | (общее) | ||
- voyage | (по воде, воздуху) | ||
метро | - underground | (в Британии) | |
- tube | (в Британии - разг.) | ||
- subway | (в США) | ||
- metro | (в России, Франции) | ||
палец | - finger | (руки) | |
- thumb | (руки - большой) | ||
- toe | (ноги) | ||
нога | - leg | (до ступни) | |
- foot | (стопа) | ||
больной | - ill | (человек) | |
- sick | (человек - разг. амер.) | ||
- sore | (часть тела) | ||
Остается главный вопрос – кто же выполнит всю эту работу перед тем, как начать учить слова? Решение есть - вы можете выбрать онлайн тренажёр для изучения английской лексики LEX Mentor, где вся необходимая подготовительная работа уже выполнена и слова готовы к изучению.
В LEX Mentor схожие по смыслу слова сопровождаются комментариями, облегчающими их различение.
В LEX Mentor схожие слова сгруппированы в связки. Так, изучая очередное слово, вы всегда можете сравнить его с другими схожими словами, которые вы уже знаете. Имея возможность сравнить, нам проще разобраться и запомнить новое слово.
В LEX Mentor вы учите каждую связку постепенно. Например, при изучении слова ребёнок сначала вы учите слово baby, затем через какое-то время child, потом kid … children и т.д. Запоминая схожие слова по очереди, вы даёте вашему мозгу время на их последовательное усвоение.
В режиме Правописание вы учитесь правильно писать схожие в написании слова.
В LEX Mentor слова также сгруппированы по категориям, например: дни недели, месяца, числа, … что облегчает их запоминание.
В LEX Mentor вы можете учить слова и по темам, например, Аэропорт, Вокзал, Гостиница, Бизнес, Еда и т.д.
Причина 2: Недостаток связей
Воспользуемся аналогией. Представьте себе семя, переносимое ветром по полю. Мы хотим, чтобы семя зацепилось за почву, пустило корни и развилось в крепкое растение, но семя никак не может зацепиться. Здесь семя — это новое слово, а почва – это наша память.
Если вы учите новое слово voyage, сопоставляя лишь русский и английский варианты написания (путешествие – voyage), то вы задаете лишь одну связь для сохранения слова в памяти. В таком случае вы обречены на длительный труд и регулярное забывание. Чтобы семя зацепилось за почву, ему необходимо отрастить корни. Чтобы слово запомнилось и усвоилось нашей памятью, мозг должен создать нейронные связи, удерживающие слово и в этом процессе, мы можем ему существенно помочь. Так, изучая слово voyage мы можем создать следующие связи:
А) Графика (voyage) - визуальная память; | |
Б) Орфография - механическая память; | |
В) Слушание - слуховая память; | |
Г) Произнесение - механическая память; | |
Д) Комментарий (по воздуху, воде) - логическая память; | |
Е) Пример (океанское путешествие) - логическая память; | |
Ж) Изображение - визуальная память. | |
То есть сначала вы рассматриваете, как пишется слово. Вы слушаете как оно произносится. Вы повторяете его вслух. Вы сопоставляете его с русским словом, понимая, какой смысл оно выражает. Вы рассматриваете типичные примеры применения. Вы дополняете образ картинкой. Вы наполняете образ чувствами и эмоциями, делая его реалистичным. Наконец вы пишите изучаемое слово.
Выполняя каждую из описанных операций, ваш мозг фактически создает новую нейронную связь с изучаемым словом. Проделав эту небольшую, но безусловно необходимую подготовительную работу, вы предлагаете мозгу уже не «сырое мясо», которое он не в состоянии переварить, а «приготовленное блюдо», к которому возникает аппетит. Так запоминание слов из рутинной и неэффективной работы превращается в интересный и творческий процесс. Слова и смыслы, стоящие за ними, начинают запоминаться и усваиваться.
В LEX Mentor, открывая новое слово, вы найдёте всё необходимое для понимания, запоминания и усвоения: значения, озвучку (выполнена носителями языка), транскрипции, русские и английские примеры, комментарии, картинки, формы слова. Вам больше не нужно теряться в догадках по поводу случаев употребления изучаемого слова и искать информацию в словарях, …
LEX Mentor проверит вас на знание новых слов и на правописание.
В режиме с Сочетаниями вы запоминаете не только ключевое слово, но и с какими предлогами оно сочетается.
Пример со словом voyage в LEX Mentor на ПК:
путешествие, плавание | |
по воздуху, воде | |
путешествие, поездка | |
общее | |
по суше | |
остановка в ряде ... | |
короткое |
Пример со словом voyage в LEX Mentor на планшете, телефоне:
Причина 3: Спешка
Если задаться целью, то за день можно выучить и 100 слов. Так начинающие прикидывают, что через месяц они будут знать уже 3000 слов, через два 6000 ... Неплохо ведь? Но, начинающие не догадываются, что при таком экспресс-методе изучения через 1-2 месяца в памяти останется процентов десять. А ведь будут ещё и ошибочно усвоенные слова (смыслы).
Чтобы поднять уровень усвоения до 50-60%, вам необходимо поменять критерий оценки вашей работы над словами. От количественной оценки вы должны перейти к оценке качества проработки слов. Чтобы мозг усвоил новое слово, вы должны не спеша создавать ранее упомянутые связи и визуализировать их, наполняя чувствами и эмоциями. Чем реалистичнее образ вы создаёте и чем больше у него связей, тем легче вашему мозгу усвоить новое слово.
Относитесь к каждому новому слову как опытный коллекционер к редкой марке или монете в своей коллекции. Слова любят уважение. Не пролистывайте их, но "всматривайтесь" и изучайте. Вы видели когда-нибудь коллекционера, быстро листающего свою коллекцию? Таких не бывает. Профессиональный коллекционер, встретив новый экземпляр, с интересом рассматривает его, изучает историю его появления и перехода от владельца к владельцу, добавляет в свою коллекцию и затем регулярно любуется и демонстрирует окружающим. Руководствуясь этим подходом, можно выучить значительное количество слов. По-другому не выучить и пятисот.
Чтобы выиграть в этой игре, станьте коллекционером слов. Каждое новое слово это редкий экземпляр в вашей коллекции
Причина 4: Неверный критерий выученности
Вы можете выполнить все вышеописанные рекомендации и тем не менее через время обнаружите, что значительная часть слов снова забылась. Причина в том, что большинство изучающих не догадывается о разнице между сохранением слов в рабочей и долгосрочной памяти. К сожалению, не знают об этом и авторы многих сайтов, предлагающих изучение слова. Если вы выучите очередную порцию слов, то уже через 20 минут новые слова будут отлетать от зубов. Такой же результат будет и при проверке через час и вероятно на следующий день, но вот, если вас опросить через месяц, то окажется, что вы помните лишь процентов пятьдесят. Это естественное положение вещей. Сегодня вы выучили стих и завтра легко расскажете его на уроке, но вот если вы не повторите стих перед экзаменом, то точно не вспомните и половину. На коротком промежутке времени наш мозг быстро запоминает новые слова, сохраняя их в рабочей памяти. К сожалению, информация в этой памяти хранится ограниченное время. Чтобы выученная информация не была потеряна, она должна перейти из рабочей памяти в долгосрочную. Убедиться в переходе слов из рабочей памяти в долгосрочную можно, лишь выполнив проверку через достаточный промежуток времени, когда рабочая память будет обновлена, другими словами. Чтобы усвоить новые слова, вы должны повторить их через 2-4 недели и если какие-то из слов вы не смогли вспомнить, то повторить их проверку через следующие 2-4 недели и так до тех пор, пока все слова не будут усвоены. Если вы учите слова порция за порцией, не выполняя проверки через достаточный промежуток времени, то вы лишь занимаетесь самообманом – большинство слов не усваиваются вами, Вы лишь знакомитесь с ними. Теперь вы понимаете, что ваша новая цель не запомнить слова, это не так уж и трудно, а усвоить их, то есть сохранить в долгосрочной памяти.
В LEX Mentor, приступая к изучению очередной порции слов, сначала вы проходите проверку слов на знание. Слова, которые вы не знали, попадают в режим тренировки, где вы заучиваете их, то есть сохраняете в рабочей памяти. После вы продолжаете работу над следующими словами, но через определенное время (цикл) слова, с которыми вы ранее не справились, опрашиваются повторно, чтобы проверить переход этих слов в долгосрочную память. Так трудно запоминаемые слова опрашиваются до тех пор, пока вы наконец не ответите их верно. Вам не нужно вести учет того, что вы уже усвоили, а что нет, делая пометки в тетради или на карточках; тренажёр ведёт учет невыученных слов за вас и в нужный момент устроит очередную проверку.
Причина 5: отсутствие практики
Те, кто уехал за рубеж в раннем детстве, потерял связь с родной языковой средой и прожил там большую часть жизни, начинают забывать свой родной язык и им всё сложнее вспомнить даже простые слова. Если у вас нет практики применения, то есть слушания, говорения, письма, то рано или поздно вы забудете даже такие простые слова как cat и dog. Наш мозг рационален и экономен, он стирает и замещает любую информацию, которая не используется нами в повседневной жизни.
Если вы действительно хотите закрепить новое слово в памяти и в дальнейшем его не забывать, то вам необходимо сначала вспомнить это слово и применить в реальном общении и затем применять его время от времени. Иначе мозг воспринимает вашу работу над словами как некоторую интеллектуальную игру, но не что-то реально необходимое для жизни, а если это не необходимо для жизни, то зачем это хранить?!
Желаем вам творческого и интересного изучения английской лексики.
Попробовать новый подход в изучении слов вы можете на сайте www.lexmentor.ru
У вас есть свой эффективный метод запоминания и усвоения слов, проверенный вами на практике? Напишите нам о нём, и мы постараемся реализовать его в тренажёре LEX Mentor. office@lexmentor.ru
Видео: Как правильно учить слова? (ПК)
Как правильно учить слова? (планшет, телефон)
Читайте также: Зачем учить слова?