Как правильно учить слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый изучающий иностранный язык сталкивается с похожей ситуацией, когда одни слова запоминаются с первого раза, а другие десять раз заучишь и десять раз забудешь. В чем здесь проблема и как с этим справиться?

Причина 1: Путаница

Рассмотрим три основные группы слов, различающиеся по сложности запоминания:

Уникальные
мальчик boy
вода water
ручка pen
бежать run
холодный cold
медленно slowly
     

Наш мозг легко запоминает слова, обозначающие уникальные объекты и явления. Он их легко идентифицирует и записывает в соответствующие «ячейки памяти». В этом случае устанавливается простая прямая связь между русским и английским словом.

Схожие по написанию / звучанию  
уходить leave live - жить
заполнять fill feel - чувствовать
удар hit heat - жара
пока! bye! buy - покупать
    by - у, к
слабый weak week - неделя
         

Иногда между русским и английским словами может быть образована простая смысловая связь, но мозг запутывается в её формировании. Это происходит, если у изучаемого английского слова имеется другое слово, схожее по написанию / звучанию. В этом случае мозг ошибочно объединяет в одну ячейку слова, не имеющие общего смысла, и в тот момент, когда необходимо написать слово, он выдаёт ошибку.

Схожие по смыслу
путешествие trip, tour, journey, travel, voyage
метро tube, underground, metro, subway
палец finger, thumb, toe
нога leg, foot
больной ill, sick, sore
     

Часто одному русскому слову соответствует несколько английских слов, выражающих схожие смыслы. В этом случае наш мозг сначала создает связь путешествиеtrip. Затем мы предлагаем ему очередное слово tour и мозг пытается записать два английских слова в одну ячейку или заменить одно слово другим. Затем мы предлагаем ему слова journey, travel, voyage … и мозг окончательно сдаётся – мы не помним ни одного слова или находимся в замешательстве каждый раз, когда необходимо применить подходящее слово.

Слова с недоопределённым смыслом не усваиваются.

Так что мы можем сделать, чтобы избежать путаницы, возникающей при запоминании схожих слов?

Первое - отдавать себе отчёт в том, что освоение лексики методом «случайной встречи», когда новое слово где-то услышал или прочитал, ставит наш мозг в беспомощное положение. Так он запоминает что-нибудь и как-нибудь. Лет через десять, если вы не забросите ваше начинание, быть может ваш мозг систематизирует собранную информацию и наконец усвоит её.

Второе - чтобы мозг начал запоминать и усваивать схожие слова, мы должны помочь ему, подготовив их к изучению. Для этого необходимо:

А) Сопроводить слова, схожие по смыслу комментариями;

Б) Учить схожие слова группами (связками);

В) Тренировать слова, схожие по написанию / звучанию на написание.

Ниже приведём пример с теми же словами, но с ясным смысловым отличием. Оцените на сколько легче стало воспринимать слова. В этом случае мозг, понимая, что слова близки по смыслу, относит их одной категории, но в тоже время выделяет под каждое из слов отдельную «ячейку памяти». После выполненной систематизации не отпадает необходимость в запоминании слов, но из категории неусваиваемые слова переходят в категорию усваиваемые.

Схожие по смыслу
путешествие trip (короткое)
  tour (остановка в ряде ...)
  journey (по суше)
  - travel (общее)
  - voyage (по воде, воздуху)
метро - underground (в Британии)
  - tube (в Британии - разг.)
  - subway (в США)
  - metro (в России, Франции)
палец - finger (руки)  
  - thumb (руки - большой)  
  - toe (ноги)  
нога - leg (до ступни)  
  - foot (стопа)  
больной - ill (человек)  
  - sick (человек - разг. амер.)  
  - sore (часть тела)  
       

Остается главный вопрос – кто же выполнит всю эту работу перед тем, как начать учить слова? Решение есть - вы можете выбрать онлайн тренажёр для изучения английской лексики LEX Mentor, где вся необходимая подготовительная работа уже выполнена и слова готовы к изучению.

В LEX Mentor схожие по смыслу слова сопровождаются комментариями, облегчающими их различение.

В LEX Mentor схожие слова сгруппированы в связки. Так, изучая очередное слово, вы всегда можете сравнить его с другими схожими словами, которые вы уже знаете. Имея возможность сравнить, нам проще разобраться и запомнить новое слово.

В LEX Mentor вы учите каждую связку постепенно. Например, при изучении слова ребёнок сначала вы учите слово baby, затем через какое-то время child, потом kidchildren и т.д. Запоминая схожие слова по очереди, вы даёте вашему мозгу время на их последовательное усвоение.

В режиме Правописание вы учитесь правильно писать схожие в написании слова.

В LEX Mentor слова также сгруппированы по категориям, например: дни недели, месяца, числа, … что облегчает их запоминание.

В LEX Mentor вы можете учить слова и по темам, например, Аэропорт, Вокзал, Гостиница, Бизнес, Еда и т.д.

Причина 2: Недостаток связей

Воспользуемся аналогией. Представьте себе семя, переносимое ветром по полю. Мы хотим, чтобы семя зацепилось за почву, пустило корни и развилось в крепкое растение, но семя никак не может зацепиться. Здесь семя — это новое слово, а почва – это наша память.

Если вы учите новое слово voyage, сопоставляя лишь русский и английский варианты написания (путешествиеvoyage), то вы задаете лишь одну связь для сохранения слова в памяти. В таком случае вы обречены на длительный труд и регулярное забывание. Чтобы семя зацепилось за почву, ему необходимо отрастить корни. Чтобы слово запомнилось и усвоилось нашей памятью, мозг должен создать нейронные связи, удерживающие слово и в этом процессе, мы можем ему существенно помочь. Так, изучая слово voyage мы можем создать следующие связи:

А) Графика (voyage) - визуальная память;
Б) Орфография - механическая память;
В) Слушание - слуховая память;
Г) Произнесение - механическая память;
Д) Комментарий (по воздухуводе) - логическая память;
Е) Пример (океанское путешествие) - логическая память;
Ж) Изображение - визуальная память.
   

То есть сначала вы рассматриваете, как пишется слово. Вы слушаете как оно произносится. Вы повторяете его вслух. Вы сопоставляете его с русским словом, понимая, какой смысл оно выражает. Вы рассматриваете типичные примеры применения. Вы дополняете образ картинкой. Вы наполняете образ чувствами и эмоциями, делая его реалистичным. Наконец вы пишите изучаемое слово.

Выполняя каждую из описанных операций, ваш мозг фактически создает новую нейронную связь с изучаемым словом. Проделав эту небольшую, но безусловно необходимую подготовительную работу, вы предлагаете мозгу уже не «сырое мясо», которое он не в состоянии переварить, а «приготовленное блюдо», к которому возникает аппетит. Так запоминание слов из рутинной и неэффективной работы превращается в интересный и творческий процесс. Слова и смыслы, стоящие за ними, начинают запоминаться и усваиваться.

В LEX Mentor, открывая новое слово, вы найдёте всё необходимое для понимания, запоминания и усвоения: значения, озвучку (выполнена носителями языка), транскрипции, русские и английские примеры, комментарии, картинки, формы слова. Вам больше не нужно теряться в догадках по поводу случаев употребления изучаемого слова и искать информацию в словарях, …

LEX Mentor проверит вас на знание новых слов и на правописание.

В режиме с Сочетаниями вы запоминаете не только ключевое слово, но и с какими предлогами оно сочетается.

Пример со словом voyage в LEX Mentor на ПК:

  путешествие, плавание  
  по воздуху, воде
 
 
 
 
 

  путешествие, поездка  
  общее
  по суше
  остановка в ряде ...
  короткое

 

Пример со словом voyage в LEX Mentor на планшете, телефоне:

Причина 3: Спешка

Если задаться целью, то за день можно выучить и 100 слов. Так начинающие прикидывают, что через месяц они будут знать уже 3000 слов, через два 6000 ... Неплохо ведь? laugh Но, начинающие не догадываются, что при таком экспресс-методе изучения через 1-2 месяца в памяти останется процентов десять. А ведь будут ещё и ошибочно усвоенные слова (смыслы).

Чтобы поднять уровень усвоения до 50-60%, вам необходимо поменять критерий оценки вашей работы над словами. От количественной оценки вы должны перейти к оценке качества проработки слов. Чтобы мозг усвоил новое слово, вы должны не спеша создавать ранее упомянутые связи и визуализировать их, наполняя чувствами и эмоциями. Чем реалистичнее образ вы создаёте и чем больше у него связей, тем легче вашему мозгу усвоить новое слово.

Относитесь к каждому новому слову как опытный коллекционер к редкой марке или монете в своей коллекции. Слова любят уважение. Не пролистывайте их, но "всматривайтесь" и изучайте. Вы видели когда-нибудь коллекционера, быстро листающего свою коллекцию? Таких не бывает. Профессиональный коллекционер, встретив новый экземпляр, с интересом рассматривает его, изучает историю его появления и перехода от владельца к владельцу, добавляет в свою коллекцию и затем регулярно любуется и демонстрирует окружающим. Руководствуясь этим подходом, можно выучить значительное количество слов. По-другому не выучить и пятисот.

Чтобы выиграть в этой игре, станьте коллекционером слов. Каждое новое слово это редкий экземпляр в вашей коллекции

Причина 4: Неверный критерий выученности

Вы можете выполнить все вышеописанные рекомендации и тем не менее через время обнаружите, что значительная часть слов снова забылась. Причина в том, что большинство изучающих не догадывается о разнице между сохранением слов в рабочей и долгосрочной памяти. К сожалению, не знают об этом и авторы многих сайтов, предлагающих изучение слова. Если вы выучите очередную порцию слов, то уже через 20 минут новые слова будут отлетать от зубов. Такой же результат будет и при проверке через час и вероятно на следующий день, но вот, если вас опросить через месяц, то окажется, что вы помните лишь процентов пятьдесят. Это естественное положение вещей. Сегодня вы выучили стих и завтра легко расскажете его на уроке, но вот если вы не повторите стих перед экзаменом, то точно не вспомните и половину. На коротком промежутке времени наш мозг быстро запоминает новые слова, сохраняя их в рабочей памяти. К сожалению, информация в этой памяти хранится ограниченное время. Чтобы выученная информация не была потеряна, она должна перейти из рабочей памяти в долгосрочную. Убедиться в переходе слов из рабочей памяти в долгосрочную можно, лишь выполнив проверку через достаточный промежуток времени, когда рабочая память будет обновлена, другими словами. Чтобы усвоить новые слова, вы должны повторить их через 2-4 недели и если какие-то из слов вы не смогли вспомнить, то повторить их проверку через следующие 2-4 недели и так до тех пор, пока все слова не будут усвоены. Если вы учите слова порция за порцией, не выполняя проверки через достаточный промежуток времени, то вы лишь занимаетесь самообманом – большинство слов не усваиваются вами, Вы лишь знакомитесь с ними. Теперь вы понимаете, что ваша новая цель не запомнить слова, это не так уж и трудно, а усвоить их, то есть сохранить в долгосрочной памяти.

В LEX Mentor, приступая к изучению очередной порции слов, сначала вы проходите проверку слов на знание. Слова, которые вы не знали, попадают в режим тренировки, где вы заучиваете их, то есть сохраняете в рабочей памяти. После вы продолжаете работу над следующими словами, но через определенное время (цикл) слова, с которыми вы ранее не справились, опрашиваются повторно, чтобы проверить переход этих слов в долгосрочную память. Так трудно запоминаемые слова опрашиваются до тех пор, пока вы наконец не ответите их верно. Вам не нужно вести учет того, что вы уже усвоили, а что нет, делая пометки в тетради или на карточках; тренажёр ведёт учет невыученных слов за вас и в нужный момент устроит очередную проверку.

Причина 5: отсутствие практики

Те, кто уехал за рубеж в раннем детстве, потерял связь с родной языковой средой и прожил там большую часть жизни, начинают забывать свой родной язык и им всё сложнее вспомнить даже простые слова. Если у вас нет практики применения, то есть слушания, говорения, письма, то рано или поздно вы забудете даже такие простые слова как cat и dog. Наш мозг рационален и экономен, он стирает и замещает любую информацию, которая не используется нами в повседневной жизни.

Если вы действительно хотите закрепить новое слово в памяти и в дальнейшем его не забывать, то вам необходимо сначала вспомнить это слово и применить в реальном общении и затем применять его время от времени. Иначе мозг воспринимает вашу работу над словами как некоторую интеллектуальную игру, но не что-то реально необходимое для жизни, а если это не необходимо для жизни, то зачем это хранить?!

Желаем вам творческого и интересного изучения английской лексики.

Попробовать новый подход в изучении слов вы можете на сайте www.lexmentor.ru

У вас есть свой эффективный метод запоминания и усвоения слов, проверенный вами на практике? Напишите нам о нём, и мы постараемся реализовать его в тренажёре LEX Mentor. office@lexmentor.ru

Видео: Как правильно учить слова? (ПК)

              Как правильно учить слова? (планшет, телефон)

Читайте также: Зачем учить слова?

Окно #22Окно #22
Окно #43