Проблемы традиционного подхода

При традиционном изучении иностранного языка (по учебнику, в группе или с репетитором), изучающий сталкивается с проблемами освоения лексики. Есть слова, которые он давно освоил и которыми он с удовольствием пользуется, и есть большой пласт слов, которые он регулярно встречает и старается запомнить, но они все равно никак не закрепляются в его памяти. Попробуем разобраться в причинах, приводящих к такому положению вещей.

Проблема 1: ЧАСТОТНАЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ

Лексика любого иностранного языка характеризуется частотной неравномерностью. Одни слова встречаются в тысячи и сотни раз чаще, чем другие. Эта особенность лексики приводит к неизбежному результату – одни слова (good, little, home) изучающие знают отлично, а другие усваиваются с трудом (vulnerable, imply, accuse) и в итоге на практике слов всегда не хватает. По завершении курса, учебника, словарный запас изучающего будет в основном отражать эту частотную неравномерность и то, что какие-то слова изучающий отлично усвоил, это в целом даже не заслуга хорошей организации учебника, а заслуга высокой встречаемости этих слов. Если изучающий встретил какое-то слово уже 2000 раз, то его сложно не усвоить. И с другой стороны, если чтобы добраться до очередного незнакомого слова он должен пропустить через себя другие 250 слов, которые он уже давно знает, то добравшись до этого нового слова с большой вероятностью он уже растратит концентрацию и энергию, и процесс запоминания этого слова будет неэффективным. Чем дальше изучающий продвигается в изучении языка, тем всё более экстенсивным становится процесс освоения лексики.

Любой изучающий иностранный язык рассчитывает рано или поздно достичь того уровня, когда он сможет свободно им пользоваться (слушать, читать) и в этом случае недостаточное знание лексики становится постоянным препятствием для полноценного применения языка: изучающий может даже бегло говорить, но так и не иметь удовольствия смотреть фильмы, телепередачи и читать книги. И стоит отметить, что рядовой изучающий находит 2-4 часа в неделю на иностранный язык пока занимается на курсах и в этот период он еще как-то может уделять внимание словам, которые не знает, но по завершении курсов у него станет ещё меньше времени и сил на устранение пробелов в знании лексики. Совет “нужно больше слушать, читать …”, конечно, очень хорош, но иностранный язык для рядового изучающего не профессия, и он просто физически не имеет столько времени и сил, чтобы довести знание лексики до требуемого уровня, если не найдёт решение этой проблемы.

С похожей проблемой сталкиваются и преподаватели иностранных языков. В большинстве случаев они не находят возможности и времени каждый день общаться с носителями языка, смотреть видео или читать оригинальную литературу. В общении со студентами преподаватель вынужденно исключает из своей речи всю разнообразную нечасто встречающуюся лексику, чтобы не быть непонятым студентами. Практика этого подхода из года в год приводит к неразвитости словарного запаса преподавателя. Если ты какое-то слово применяешь раз в год, то с какой стати это слово будет “вылетать” из тебя, а не тормозить и затруднять понимание при просмотре видео и тому подобном.

Из вышесказанного следует сделать вывод, что проблема частотной неравномерности лексики самым отрицательным образом сказывается как на изучающих язык, так и на большинстве преподавателей, и эта проблема требует нестандартного решения и инструмента для её преодоления.

Какое же решение предлагает тренажер LEX Mentor? Благодаря алгоритмам заложенным в Тренажёр, он ведёт непрерывную фильтрацию слов, которые изучающий ещё не знает (по смыслу, произношению, правописанию) и, отфильтровав начинает эти слова интервально опрашивать (на большом периоде, скажем 3-7 дней). Если изучающий встретил слово table и запомнил его со второго раза, то ровно столько раз Тренажер и опросит изучающего это слово. А вот если слово imply оказалось сложным для изучающего, то Тренажёр будет его возвращать к этому слову раз за разом, второй, пятый, десятый раз, до тех пор, пока изучающий наконец не подтвердит, что он его усвоил (слово перешло в долгосрочную память). В LEX Mentor благодаря эффективному интервальному повторению изучающий рационально тратит своё время лишь на слова, которые он ещё не знает и каждое новое слово повторяет ровно столько раз, сколько необходимо для его закрепления в долгосрочной памяти. Данный механизм направлен непосредственно на проблему частотной неравномерности лексики, и он постепенно её выправляет. Если же вы полагаетесь лишь на традиционный подход «буду больше читать, смотреть, слушать, говорить», то вы лишь откладываете проблему в долгий ящик и с большей вероятностью вы никогда её не решите и не перейдете из разряда изучающих язык в пользователи языка.

Проблема 2: НЕДОСТАТОЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ СЛОВ

Распространено мнение, что учить слова “отдельно” неправильно, что так слова не усваиваются, их нужно учить в контексте, то есть читая, говоря, слушая и т.д. Частично это верно, однако большинство изучающих как раз и теряют интерес к иностранному языка, пытаясь применить эту рекомендацию на практике, ведь если ты знаешь недостаточно слов, то читать, говорить и слушать становится для тебя испытанием, проходит 10 минут и ты уже ищешь оправдание почему бы это дело не перенести на следующие выходные. Так может быть эта расхожая рекомендация не так уж и хороша, тем более, если иностранный язык не является твоей профессией, и ты не можешь уделять ему по 6-8 часов в день!? Тут необходимо понимать, что эта рекомендация родилась ещё в прошлом веке, когда не было компьютеров, программ и интернета, но реальность изменилась и давно пора переосмыслить насколько верны прежние установки с учетом существующих на сегодняшний день технологий и возможностей.

Формально, работая с преподавателем по учебнику, изучающий должен усвоить каждое новое слово встречающееся в учебнике, ведь он увидит его написание и связанную с ним картинку, услышит как оно произносится, сам его произнесёт, потренируется его писать и применит в диалогах. В теории так! На практике же всех этих привилегий удостоятся лишь самые часто употребляемые слова, и даже они не в полной мере. Если мы возьмем, для примера, какой-нибудь современный учебник для среднего уровня, то обнаружим, что большая часть вводимой в нём новой лексики не подкрепляется изображениями. Никакой курс по учебнику не обеспечит того, чтобы каждый отдельный изучающий услышал, как правильно произносится каждое новое слово, чтобы он потренировался в его написании, произношении, чтобы применил его в диалоге и подтвердил, что правильно понимает его смысл и не путает с другими словами. Кроме того, изучающий регулярно отвлекается на уроке, и не вся новая информация достигает его внимания. На практике всё это невозможно обеспечить для трёх четвертей слов, с которыми сталкивается изучающий, ведь “преподаватель один, а студентов много”, “у нас мало времени, и надо еще Subjunctive повторить”. Если бы работа по учебнику и по коммуникативной методике были так идеальны, то все закончившие курсы свободно говорили бы и понимали на слух. И значит пора прийти к выводу, что существующий традиционный подход работы по учебнику, с коммуникативной методикой не обеспечивает качественную презентацию большей части изучаемой лексики и не достигает приемлемого уровня владения лексикой изучающими. Изучению лексики необходимо отвести должный приоритет и нам необходим дополнительный и эффективный инструмент, который устранит эту проблему.

Что предлагает LEX Mentor? В LEX Mentor программа качественно презентует изучающему каждое новое слово без исключения. Изучающий:
 
  • Не пропустит ни одного нового слова: переход к следующему слову осуществляется при нажатии на кнопку Следующее
  • Примет решение (знаю / не знаю) по каждому отдельному слову
  • Напишет каждое отдельное слово
  • Услышит, как слово произносится. Озвучка включается при открытии каждого слова
  • Увидит транскрипцию слова, которую иначе пришлось бы искать в словаре
  • Увидит хорошо подобранные примеры применения слова. В большинстве случаев в LEX Mentor предлагается по два примера на каждое слово, и это означает двойной контекст применения
  • Увидит комментарий по применению слова, который иначе пришлось бы искать в словаре или спрашивать у преподавателя
  • Увидит картинки хорошо согласованные с примерами
 
В LEX Mentor у изучающего всё необходимое под рукой. Где бы он не находился, в очереди или в транспорте, ему не нужно откладывать вопрос, пока он не вернется домой, посмотрит слово в словаре, встретит преподавателя, чтобы задать вопрос и т.д. Он здесь и сейчас может во всем разобраться, задействуя все виды памяти, что значительно повышает эффективность запоминания и усвоения новой лексики. 
 

1) Графика

2) Орфография

3) Слушание

4) Произнесение

5) Комментарий

6) Примеры

7) Изображения

- визуальная память

- механическая память

- слуховая память

- механическая память

- логическая память

- логическая память

- визуальная память

Проблема 3: ПУТАНИЦА
 
Ещё одна столь распространённая проблема у изучающих иностранный язык: “Вспоминаю ряд схожих слов, но какое из них правильно применить в этой ситуации не уверен. Стесняюсь применить, теряюсь …”. Эта проблема будет неизбежно возникать, тем более в таком полисемичном языке, как английский пока мы наконец не найдём её эффективного решения. Даже если схожие слова (например, синонимы) достаточно простые, но встречаются на протяжении курса с большими временными промежутками, то для нашего мозга нет никакой возможности разобраться чем они друг от друга отличаются. Конечно, в принципе возможность есть, если изучающий готов проводить регулярные миниисследования по каждому сложному случаю, но таких исследователей единицы, а наша цель научить языку всех или хотя бы большинство, кто не обладает таким рвением и временем. 
 
Что предлагает LEX Mentor? В Тренажере все слова, имеющие тот или иной тип сходства (по смыслу, написанию, звучанию), а именно эти слова вызывают бесконечные проблемы при запоминании, напряжение и неготовность продолжать учить язык, все эти слова сгруппированы и именуются схожими. Так, если вы изучаете слово leave и вспомнили, что уже учили ряд схожих с ним слов, то вы можете в один клик (кнопка С) открыть весь ряд схожих слов, которые уже выучили. Открыв весь ряд схожих слов вы можете неспеша просмотреть каждое из них, скорректировать где необходимо понимание и не откладывать разбирательство до очередного удобного случая. Вы здесь и сейчас имеете все возможности разобраться чем очередное слово отличается от схожих с ним и правильно распределить его в памяти. В английском языке примерно 50% слов имеют то или иное сходство с другими словами, и значит эти 50% слов вызовут у вас те или иные сложности при запоминании. В LEX Mentor вся предварительная работа по группировке схожих слов выполнена и, интерфейс позволяет делать их регулярный сравнительный анализ. Проблема из неустранимой переходит в категорию устранимой. 
 

 

P.S.

Иностранный язык – это на 90% слова и лишь на 10% грамматика. Желая выучить язык или научить ему, нам необходимо отвести лексике должный приоритет. Языком можно пользоваться, если вы знаете много слов и неидеально владеете грамматикой, но вы точно не сможете пользоваться языком, если вы эксперт в грамматике, а вот слов вам не хватает. 

поделиться
Окно #22Окно #22
Окно #43